Градостроительство

Современная Пермь - это один из крупнейших индустриальных городов Урала, первый на пути из Азии в Европу город с миллионным населением, растянувшийся вдоль Камы на 65 километров цепью жилых, промышленных и зеленых зон, транспортной сетью. Город занимает территорию в 799 кв. км, из всех российских городов уступая по площади лишь Москве и Санкт-Петербургу.

Каждый период вносил свой вклад в архитектурный облик Перми. После 1917 года наступило время восстановления разрушенных Гражданской войной предприятий, застройки центра города: возводятся гостиница «Центральная», надстраиваются здания горисполкома, почтамта и магазина «Мелодия». Тридцатые годы оставляют городу здания в стиле конструктивизма; в годы Великой Отечественной войны жилые районы вырастают вблизи эвакуированных предприятий (Крохалевка, Краснова, Владимирский); пятидесятые годы - время своеобразного «сталинского ампира». Затем пришла пора знаменитых «хрущевок», которые строили для того, чтобы обеспечить население большим количеством благоустроенного жилья при минимальных затратах. По этому принципу проходила застройка таких больших жилых районов, как Городские горки и Балатово.

В 1963 году началось формирование эспланады по ул. Ленина и окружающей ее застройки. По оси эспланады размещаются два общественных здания - 11-этажный «Дом Советов» и здание Драмтеатра.

17 августа 1972 года утвержден Генеральный план города Перми (рук. А.М.Тидеман). Заложены новые микрорайоны: Юбилейный, Садовый, Парковый. В центре города идет снос большинства домов дореволюционной постройки, строятся высотные здания (здания Бумпроекта и ИВЦ Госбанка).

В начале 90-х годов появляется спрос на элитное жилье в центре города. Появились новые, в том числе и вполне удачные сооружения, обогатившие облик города, - административное здание на углу улиц Сибирская и Советская, пристройка к школе № 22, административно-торговое здание на ул. Куйбышева, 10а.

Начало XXI века - время новых строительных тенденций, традиции «дикой» застройки постепенно уступают место продуманным решениям, которые позволяют органично вписывать возводимые здания в городской ландшафт. Постройки трех веков, здания разных стилей, этажности, дизайнерских решений соседствуют, не затмевая друг друга, а создавая единый архитектурный ансамбль Перми.

Старая Пермь

Первоначальная застройка Егошихинского заводского поселка - это строительство деревянных домов. Наиболее представительными из них были заводские сооружения - производственные корпуса, контора, управления. В центре была заложена каменная Петропавловская церковь, которая долгое время являлась архитектурной и высотной доминантой поселения.

Первый Генеральный план Перми, разработанный в 1784 году Комиссией каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы (архитектор ул. Кунгурская (ныне Комсомольский проспект). Фото журнала И. Лем), стал основой для дальнейшего роста города. Кама выполняла роль основной градоформирующей оси, а границами города служили: речка Егошиха на востоке, Данилиха на юго-западе, река Кама на северо-востоке и земляной вал и ров на юге (сегодня это место расположения парка им. Горького).

На пересечении улиц Петропавловская (Коммунистическая) и Сибирский тракт (Сибирская) в соответствии с Генпланом формируется новый торговый центр города: строится кирпичное здание мужской гимназии, закладывается каменный гостиный двор и оформляется торговая площадь. Кварталы вокруг новой площади интенсивно застраиваются, в основном, деревянными домами.

Первая треть XIX века связана с активной деятельностью губернского архитектора П. Васильева и главного архитектора Горного правления И. Свиязева. Это было время классицизма, симметричности и пропорциональности, которое оставило нам такие яркие образцы пермского зодчества, как здание бывшего Благородного собрания (Клуб УВД, арх. И. Свиязев) и колокольню Спасо-Преображенского Кафедрального собора. Рядовая городская застройка представляла чаще всего деревянные одноэтажные, иногда двухэтажные дома с характерной простотой деталей оформления, имитацией с помощью досок и штукатурки каменных элементов фасадов, выделением центра здания мезонином или фронтоном.

Вторая половина XIX века - период, когда после опустошительных пожаров (особенно страшными были пожары 1842 и 1859 годов) набирает темпы каменное строительство. Преобладающим становится «кирпичный стиль», появляются новые образовательные учреждения, больницы, богадельни, строятся здания Мариинской женской гимназии (сельхозакадемия), корпус Епархиального женского училища (госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны на ул. Горького, 15), дом купца И.И. Любимова (техникум им. А. Швецова), Городской театр. Промышленное строительство дает новую жизнь умирающему поселку: закладываются стале- и чугунопушечные заводы в Мотовилихе, в Перми развивается механический завод Любимова и Тета (завод им. Ф. Дзержинского), на реке Данилиха строится фосфорный завод братьев Тупициных, в Левшино - нефтяные склады Нобеля.

Использование новых материалов, ассиметрия композиции планов и фасадов (как в здании по ул. Советская, 26 - бывшем доме В. Жукова) характерны для стиля «модерн» начала XX века. Одним из направлений модерна стал «неорусский» стиль - современная имитация построек средневековой Руси: здание Кирилло-Мефодиевского училища (позднее «Муравейник»), церковь Казанской Иконы Божией Матери, в строительстве и оформлении которой участвовали Н. Рерих, В. Васнецов. Это было время, которое можно назвать периодом расцвета архитектуры. Оно подарило городу огромное количество красивейших зданий разнообразного назначения, многие из которых используются до настоящего времени.