Муниципальный жилищный контроль

Муниципальный жилищный контроль – деятельность органа муниципального жилищного контроля, уполномоченного на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Пермского края в области жилищных отношений (далее – обязательные требования) и требований, установленных правовыми актами города Перми.

Предметом муниципального жилищного контроля является проверка соблюдения юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, гражданами, их уполномоченными представителями обязательных требований и требований, установленных правовыми актами города Перми.

Перечень правовых актов, регулирующих осуществление муниципального жилищного контроля:

Конституция Российской Федерации;

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»;

постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;

постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»;

постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

Закон Пермского края от 27 ноября 2012 г. № 127-ПК «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Пермского края с органами муниципального жилищного контроля»;

Закон Пермского края от 11 марта 2014 г. № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края»;

решение Пермской городской Думы от 26 июня 2012 г. № 138 «О создании департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми»;

решение Пермской городской Думы от 23 апреля 2013 г. № 88 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории города Перми.

Административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Перми

Органом муниципального жилищного контроля на территории города Перми является департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее – Департамент ЖКХ).

Департамент ЖКХ расположен по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, д. 34, справочный телефон: 212-29-55, адрес электронной почты: communal@gorodperm.ru. Режим работы: ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 09.00 час. до 18.00 час., в пятницу – с 09.00 час. До 17.00 час., обеденный перерыв – с 12.30 час. до 13.18 час.

Порядок получения консультаций по вопросу осуществления муниципального жилищного контроля.

Для получения информации, консультаций, справок по вопросам осуществления муниципального жилищного контроля заинтересованные лица могут обращаться непосредственно к должностным лицам органа муниципального жилищного контроля. Информация, консультации, справки по вопросам осуществления муниципального жилищного контроля предоставляются должностными лицами органа муниципального жилищного контроля как в устной, так и в письменной форме в сроки, установленные федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Индивидуальное устное информирование по вопросам осуществления муниципального жилищного контроля осуществляется должностными лицами органа муниципального жилищного контроля при обращении граждан за информацией лично или по телефону 290-05-17, 212-69-76
Индивидуальное письменное информирование по вопросам муниципального жилищного контроля осуществляется путем направления ответов в письменном виде или электронной почтой в зависимости от способа обращения за информацией или способа доставки ответа, указанного в письменном обращении.

Муниципальный жилищный контроль.

Муниципальный жилищный контроль на территории города Перми осуществляется на основании статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Положением о муниципальном жилищном контроле на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.04.2013 № 88.

Последовательность и сроки выполнения административных процедур при проведении муниципального жилищного контроля установлены Административным регламентом осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Перми, утвержденным постановлением администрации города Перми от 30.07.2013 № 625.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1, 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Статьей 26.1 Федерального закона № 294 регламентированы особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Все управляющие организации, в управлении которых находится муниципальный жилищный фонд города Перми, являются субъектами малого предпринимательства, поэтому Департамент ЖКХ плановые проверки в рамках статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в период с 2016 по 2018 годы не осуществляет.

Внеплановые проверки управляющих организаций осуществляются по основаниям, установленным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294, а также частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Результатом осуществления муниципального жилищного контроля является обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований и требований, установленных правовыми актами города Перми.

Срок исполнения мероприятий по осуществлению муниципального жилищного контроля.

Периодичность осуществления муниципального жилищного контроля определяется ежегодными планами проведения плановых проверок по осуществлению муниципального жилищного контроля. Проверка при осуществлении муниципального жилищного контроля проводится в сроки, установленные распоряжением руководителя, заместителя руководителя Департамента ЖКХ, и не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 час. для малого предприятия и 15 час. для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа муниципального жилищного контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 час., микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по муниципальному жилищному контролю.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, гражданин, его уполномоченный представитель при проведении жилищного контроля имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от должностных лиц Департамента ЖКХ информацию, относящуюся к предмету проверки, предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294, разъяснения о своих правах и обязанностях;
  • ознакамливаться с документами и (или) информацией, полученными Департаментом ЖКХ в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Департамент ЖКХ по собственной инициативе;
  • ознакамливаться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также отдельными действиями должностных лиц Департамента ЖКХ;
  • представлять в Департамент ЖКХ в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294, возражения в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней со дня получения акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Департамента ЖКХ, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
  • привлекать к участию в проверке уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае;
  • осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане при проведении мероприятий по жилищному контролю обязаны:

  • присутствовать или обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей при проведении проверок;
  • представлять сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления жилищного контроля;
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписания должностных лиц Департамента ЖКХ об устранении выявленных нарушений обязательных требований и требований, установленных правовыми актами города Перми, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Порядок обжалования результатов осуществления муниципального жилищного контроля, действий или бездействий должностных лиц Департамента ЖКХ.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Департамента ЖКХ, принимаемые ими решения при осуществлении жилищного контроля в досудебном и судебном порядке.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане вправе запрашивать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане могут обратиться в досудебном порядке с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц Департамента ЖКХ, нарушение положений действующего законодательства и Административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля в письменной форме или по электронной почте;

жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Департамента ЖКХ подается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме руководителю Департамента ЖКХ;

по результатам рассмотрения жалобы руководитель Департамента ЖКХ принимает решение об удовлетворении (частичном удовлетворении) жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы;

ответ на письменную жалобу не представляется в случае, если отсутствуют фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ;

срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней со дня регистрации жалобы.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане имеют право на обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента ЖКХ в судах общей юрисдикции, арбитражном суде в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.