Узнаваемая Пермь

Печать

Пермский звериный стиль
Пермские боги
Стефан Великопермский
Пермская царь-пушка
Пермские моторы
Сергей Дягилев
Пермский балет
Гознак
 

 

Звериный стиль

Звериный стиль - распространенное в древности искусство создания предметов с изображением животных, частей их тела, а также композиций в сочетании с человеческими фигурами. В качестве материалов использовался металл, дерево, береста, кость, керамика, кожа и меха. Пермский звериный стиль среди разнообразных звериных стилей занимает особое место. Фигурки, найденные на территории Прикамья, имеют много общего со скифско-сарматским стилем, но все же существенно отличаются в художественных приемах, в характере самих изделий.

Искусство пермского звериного стиля принадлежит загадочно исчезнувшей чуди, предкам современных коми-пермяков, удмуртов, ханты и манси, и связано с видами их деятельности - охотой, а также с языческим верованием в обожествляемое животное или растение, считающееся предком рода. Искусство это зародилось приблизительно в середине первого тысячелетия до нашей эры и дожило до начала второго тысячелетия нашей эры.

Основная коллекция произведений пермского звериного стиля хранится в музеях Пермского края, Государственном историческом музее (г. Москва), Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург).

В начало страницы

 

 

Пермские боги

Начало единственной в нашей стране и имеющей сегодня мировую известность обширной коллекции русской деревянной скульптуры 17-19 веков было положено в 1922 году, когда молодой музейный работник Николай Серебренников случайно нашел первую скульптуру Иисуса Христа в заброшенной часовне села Ильинского. Сегодня в зале Пермской художественной галерее можно увидеть более ста деревянных скульптур. Часть из них выполнена в рост человека.

А.В. Луначарский, посетивший Пермь в 1928 году, долго стоял возле скульптур, пораженный необыкновенным зрелищем.В журнале «Советское искусство» он опубликовал статью «Пермские боги», где прославлял талант безвестных уральских мастеров: «Из распятий наиболее изумительное (хотя интересных распятий очень много) то, которое вывезено из Соликамской часовни. Если оно производит непосредственно болезненное и могучее впечатление на каждого, то знаток искусства не может не поразиться экономии приемов, глубокому инстинктивному расчету эффекта позы... Совершенно невиданным и совершенно потрясающим явлением надо признать бога Саваофа из Лысьвенской церкви...»

В начало страницы

 

 

Стефан Великопермский

Святитель Стефан Великопермский жил в эпоху, когда после победы на Куликовом поле началось духовное возрождение России. Он был современником Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дмитрия Донского.

Стефан Пермский (Великопермский) оставил глубокий след в истории России. Он бы очень образованным, знающим несколько языков, владеющим словом, пером и кистью человеком.

Стефан выучил язык коми (зырян, пермян) и вел проповеди на зырянском языке, постепенно приводя язычников к православию.

Знание языка воодушевило его на создание письменности. Составить алфавит для бесписьменного народа в 14 веке мог только выдающийся филолог, намного опередивший свое время. Стефан создал особую азбуку, начертание букв взял из местных знаков собственности, которыми здесь метили лесные угодья, из так называемых «пасов», «мет» и «резов», кои вырезались на дереве или бересте. Благодаря этому азбука приобрела самобытный национальный вид и внешне резко отличалась от кириллицы, тогда как буквы славянского алфавита напоминали греческий.

В начало страницы

 

 

Пермская царь-пушка

Пермская Царь-пушка установлена в музее Мотовилихинских заводов. Она была отлита по американским чертежам на пермском чугунолитейном заводе в 1868 году, вес ее ствола -- 45 тонн, что на 6 тонн больше знаменитой московской Царь-пушки Андрея Чохова.

В 60-е годы 19 столетия царское правительство, напуганное поражением в крымской войне, решило усилить береговую оборону. С этой целью морское ведомство заказало на пермском заводе три крепостных орудия калибром 20 дюймов. В марте 1869 года петербургские «Биржевые ведомости» сообщали: «...начальник артиллерийской части Кронштадтского порта генерал-майор Ф.В. Пестич ездил в Пермь для испытания отлитого там нового 20-дюймового чугунного орудия. Опыты, произведенные им, увенчались полнейшим и самым решительным успехом. Это гигантское орудие при пробе выдержало превосходно 314 боевых выстрелов с зарядом в 130 фунтов пороху, выбрасывая шарообразный снаряд весом в 28 пудов. Вновь отлитое орудие, едва ли не самое большое из существующих, имеет 2 750 пудов веса». (44 тонны. Знаменитая Царь-пушка в Москве весит 40 тонн).

На испытаниях пушка сделала 314 выстрелов ядрами весом почти в полтонны, дальность стрельбы составила 1,2 км. Однако пермскую царь-пушку в боевых условиях не использовали: слишком мала оказалась дальность стрельбы

В начало страницы

 


Пермские моторы

В 1931 году в газетах страны появилось сообщение о строительстве в Перми завода «М» (от слова «мотор»). Выбор места был неслучаен. В Прикамье имелась солидная база: Мотовилихинский пушечный завод, квалифицированные кадры, крупный железнодорожный узел, Камское речное пароходство, Кизеловский угольный бассейн, университет.

Уже в 1935 году летчик-испытатель Владимир Коккинаки на истребителе с пермским мотором конструкции А.Д. Швецова поднялся на недосягаемую по тем временам высоту - 14 575 метров.
Во время Великой Отечественной войны истребители Лавочкина, Горбунова и Гудкова, самолеты Туполева, Полякова и Сухого летали с пермским мотором М-28. Затем на новый истребитель Лавочкина ставится серийный двигатель пермского производства М-82ФН, по мощности превзошедший все прежние моторы - 1850 лошадиных сил.

Безукоризненно надежным, простым в эксплуатации и живучим оказался двигатель АШ-82 (Аркадий Швецов). Он не снимался с производства 37 лет. Двигатель АШ-62ИР для самолетов Ли-2, Ан-2 выпускался 40 лет. Ил-14 с мотором АШ-82 находится в эксплуатации до сих пор.
Двухконтурный двигатель Д-20 был установлен на самолет Ту-124, а его модификация - на вертолет Ми-6, для которого пермские моторостроители сконструировали уникальный редуктор Р-7, в течение четверти века считавшийся непревзойденным по передаваемой мощности - 11 тысяч лошадиных сил.

Блестящим творением пермских конструкторов стала знаменитая «тридцатка». Двигатель Д-30 для Ту-154 послужил базой для силовых установок на самолеты Ту-154, Ил-62М, на непревзойденный, всепогодный, не имеющий аналогов в мире истребитель-перехватчик Миг-31 и, наконец, на взлетающий на немыслимую высоту самолет М-55 «Геофизика».
Последним созданием знаменитого пермского конструктора Павла Соловьева в отечественном и мировом моторостроении стал двигатель нового поколения Д-90, названный позже в его честь ПС-90А, которым оснащены самолеты Ил-95-300, Ту-214 и президентский самолет «Россия».

Сегодня Пермский моторостроительный комплекс (ПМК), включающий в себя ОАО «Авиадвигатель и ОАО «Пермский моторный завод», производит авиадвигатели для гражданской и военной авиации, выпускает авиационные и самые мощные в мире ракетные двигатели РД-253, уникальные редукторы к вертолетам КБ Миля, газотурбинные и газоперекачивающие установки для газонефтяных магистралей. Кроме того, ПМК принимает активное участие в создании нового самолета Ту-234. На нем будут установлены два пермских авиадвигателя ПС-90А.

В начало страницы

 

Сергей Дягилев

Сергей Павлович Дягилев - русский художественный и театральный деятель, антрепренер, организатор выставок художников, "Русских сезонов" и труппы "Русский балет Дягилева" в Париже - родился в Перми. "Меценат европейского толка", как называл себя сам Дягилев, прорубивший России "культурное окно в Европу" в начале прошлого века, давший миру понимание глобальной, непреходящей ценности культуры России, заслуживает того, чтобы в начале века нынешнего русская культура поднимала свои знамена под девизом "ВЕК ДЯГИЛЕВА".

Иосиф Бродский, побывав в Венеции, где похоронен Дягилев, написал:

"...Только фальцет звезды меж телеграфных линий

Там, где глубоким сном спит гражданин Перми..."

В начало страницы

 

 

Пермский балет

Днем рождения пермского балета можно считать 2 февраля 1926 года. В этот день состоялась премьера балета Адана «Жизель». Но становление его началось во время Великой Отечественной войны, когда в Пермь была эвакуирована труппа Ленинградского театра оперы и балета и старейшее в стране Ленинградское хореографическое училище. Прославленные артисты и педагоги - А.Я. Ваганова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Галина Кириллова и др. - работали в нашем городе до конца мая 1944 года. Три полных театральных сезона провел в Перми прославленный театр оперы и балета. За это время пермяки посмотрели более тысячи спектаклей, 14 концертных программ. На пермской сцене были поставлены опера «Емельян Пугачев», написанный в Перми балет А. Хачатуряна «Гаянэ», возобновлен один из лучших балетов русской классики «Спящая красавица».

Благодаря стараниям педагогов Ленинградского училища, особенно его художественного руководителя Агриппины Яковлевны Вагановой, летом 1944 года Перми была открыта пермская студия при Пермском театре оперы и балета. Художественным руководителем Ленинградского хореографического училища была назначена замечательная балерина, выпускница Императорского Санкт-Петербургского театрального училища, солистка Мариинского театра оперы и балета Е.Н. Гейденрейх. Позднее детская хореографическая студия была реорганизовна в государственное училище - третье после Ленинградского и Московского.

С тех пор в Перми появилась своя школа балета, воспитавшая немало замечательных танцовщиков, работающих в родном театре и на сценах театров мира. Театр и училище составляют единое целое. Учащиеся танцуют во многих спектаклях балетной труппы, а школьные представления включаются в репертуар театра.
Пермское хореографическое училище подготовило и выпустило специальные группы артистов балета для Монгольской Народной республики и Ирландии, Башкирии и Кабардино-Балкарии, Бурятии и Осетии. В училище обучались стажеры из Англии, Франции, США, Кореи и Японии.
Блистательными артистами балета стали выпускники училища Марианна Подкина и Геннадий Малхасьянц, Римма Шлямова и Лев Асауляк, Нина Дьяченко и Игорь Шаповалов, Надежда Павлова и Ольга Ченчикова, Наталья Ахмарова и Алексей Боровик, Наталья Моисеева, Елена Кулагина и Виталий Полещук и др.

Артисты пермского балета за годы деятельности театра заработали огромное количество наград и почетных званий на Международных конкурсах и фестивалях балета.

В начало страницы

 

 

Гознак

До революции все бумажные деньги России печатались в Петербурге. Однако в ходе гражданской войны в связи с необходимостью увеличения выпуска бумажных денег Совнарком принимает решение "срочно оборудовать и пустить Пермскую фабрику 'Гознак'". В Пермь перевозят печатное оборудование из Пензы, туда прибывают эшелоны с рабочими из Петрограда и Москвы. В феврале 1920 года в Перми напечатана первая партия советских бумажных дензнаков.

Сегодня пермская печатная фабрика Гознака сегодня является одним из самых современных полиграфических предприятий, специализирующихся на выпуске изделий строгого учета.

Фабрика обеспечивает полный цикл производства защищенной от подделок продукции высокого качества в соответствии с государственной потребностью в изготовлении денежных знаков и иной специальной печатной продукции.

Уникальные технологии производства и современное оборудование, которыми обладает Гознак, также позволяют производить полиграфические изделия самого высокого качества.

В начало страницы