Историческая справка

Конец 20-х годов. XVI съезд ВКП(б) определил программу широкого промышленного строительства. Авиатрест, получивший задание найти на Урале место для возведения моторного завода, изучив немало вариантов, остановился в своем выборе на Перми.

Закрепленная за новым заводом площадка на карте Перми выглядела внушительным четырехугольником в 2 километрах от города.

Ввод в строй завода состоялся только в 1936 году.

В 1933 году был подписан договор о технической помощи между СССР и крупнейшей американской фирмой Кертис Райт. Пермскому моторостроительному заводу ставится задача - освоить мотор «Циклон» с тем, чтобы на его базе создать собственные образцы авиационных моторов, наладить их крупносерийный выпуск и полностью уйти от необходимости покупать на Западе моторы для отечественных самолетов.

Рядом с заводом вырос поселок, получивший название Старобарачный. Он имел временный характер, и уже в 1936 году планируется его снос.

Застройка жилого постоянного поселка завода началась в 1932 году. Рядом с каждым домом для взрослых планируется построить дом для детей, воспитание которых государство полностью брало на себя. Возле жилых домов - механизированные прачечная, фабрика-кухня, призванные освободить обитателей поселка от бытовых проблем. Для культурного и физического совершенствования в поселке планировалось возвести школы, стадион, парк, дворец культуры. Поселок при заводе впервые строится не вплотную к нему, а отделен санитарной зоной.

К концу 30-х годов кирпичными домами будут застроены уже четыре квартала центрального поселка завода. «Соцгород» неуклонно движется в сторону Перми, стремясь слиться с районами старой городской застройки, становится административным центром образованного в августе 1936 года Сталинского района. Здесь располагаются райсовет, военкомат, районные комитеты ВКП(б) и ВЛКСМ.

Строятся заводы, призванные обеспечить моторостроительный комплекс необходимыми для его деятельности материалами и комплектующими. По количеству работающих, по производственному потенциалу район постепенно становится крупнейшим в Перми, и поэтому его выделение в отдельную территориальную единицу было предопределено. Районный Совет возглавил Плотников Д.И.

Район бурно растет. И происходит это не только за счет приезда сюда специалистов и рабочих со всей страны. Заводы строит молодежь, создаются семьи.

В 1936-1937 года завод посещают прославленные летчики Чкалов В.П., Громов М.М., и заводчане их именами называют новые поселки. Появляется и поселок имени первого Героя Советского Союза, покорителя Арктики Леваневского С.А., чьи подвиги покоряли воображение современников.

Десятки специалистов прошли стажировку за границей, побывали в США, Англии, Германии, многие рабочие, специалисты награждены легковыми автомобилями.  Жизнь района во многом была подчинена ритму производства моторов.

22 июня 1941 года. Люди столпились у громкоговорителей, у выставленных в окна радиоприемников. Война. В понедельник на предприятиях объявлено о прекращении отпусков и отмене выходных дней, переходе производств на круглосуточную работу и введении 12-часового рабочего дня. Толпы добровольцев осаждают районный военкомат. В цехах заводов организуются боевые и санитарные дружины. К 28 июня на курсы медсестер записываются более 1200 женщин - работниц, домохозяек, студенток.

Сталинский районный комитет партии превращается в штаб по организации всеобуча, размещению эвакуированных, координирует организацию производства вооружения. Уже через несколько дней в районе нет ни одного предприятия, которое не работало бы на нужды фронта.

Более 30 тысяч авиационных моторов за четыре года войны дал завод. Победа ковалась на пределе человеческих сил. От 50 до 80% численного состава рабочих на заводах района составляли подростки 12-16 лет. Моторостроительный не был исключением. Высочайшей наградой поколению, прошедшему испытание войной, становится знамя ГКО и орден Красного Знамени. А еще слова летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева: «Я не помню ни одного случая отказа от полетов по вине двигателя!»

Конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Аркадия Дмитриевича Швецова в годы войны созданы, а заводом им. Сталина освоены, поршневые моторы М-82, М-82ФН, М-82Ф.

В 1941 году на территории района появился целый ряд новых предприятий, жилых поселков: в первые месяцы войны численность населения выросла вдвое - сюда прибыли десятки эшелонов с оборудованием и семьями рабочих заводов, эвакуированных с западных районов страны. В 1943-1944 года население района пополнили выпускники ремесленных училищ со всех уголков страны.

Заводы в первую очередь прибывали на уже освоенные площади. Завод имени Сталина на протяжении лета-осени 1941 года принял на свою территорию оборудование пяти заводов и двух конструкторских бюро.

В связи с прибытием десятков тысяч людей острейшей проблемой стала проблема жилищная. Первое время эвакуированных расселяли в подвалы, в квартиры горожан, в землянки. Требовалось в кратчайший срок обеспечить прибывших хотя бы временным жильем. ОКСы заводов и стройтрест № 12 развернули работу по возведению каркасно-засыпных и деревянных бараков.

Мирная жизнь ставила задачи не менее сложные, чем в годы испытаний. Выдержавшие голод и холод, тяжесть 12-часовых рабочих смен, познавшие счастье победы и горечь потерь, люди вправе были ощутить плоды своего труда и своей веры.

Строительство жилья в конце 40-х и начале 50-х годов ведется, как правило, с привлечением самих нуждающихся в жилье, а также на их сбережения.

В середине 50-х в связи с резким ростом строительства началось создание предприятий строительных материалов. В 1957 году рабочими завода им. Сталина был пущен в строй комбинат Подсобных Предприятий, в состав которого вошли: золосиликатный завод, цех по производству крупных шлакобетонных блоков. Новые строительные материалы оправдали себя при возведении 4-5-этажных домов. Одним из первых из продукции нового предприятия в 1957 году был построен поселок из двадцати 16-квартирных домов, получивший имя «Октябрьский».

В 1952 году комитетом по делам архитектуры были значительно повышены требования к планировке и застройке городских и промышленных районов. В первую очередь намечено строительство домов многоэтажных, оформляющих собой проспект и главные улицы района. Так, в 50-е годы застраиваются Сталинский проспект, улица Громова, Комсомольский проспект.

С застройки Комсомольский площади начался второй этап реконструкции улицы, которой предстояло уже в скором времени стать главной магистралью, соединяющей север и юг города.
Принятый в 1965 году план застройки центра города предусматривал снос в первую очередь ветхого и аварийного жилья. В ходе его выполнения с карты города исчез Курочкин поселок, на его месте возникли магазин «Подарки» и Комсомольская площадь, частная застройка микрорайона улицы Н.Островского.

В 1981 году из бараков в благоустроенное жилье переселено большинство жителей района. В конце 80 начале 90-х годов начался принципиально новый процесс: из капитального, но небольшого по площади жилья люди стремятся переехать в дома улучшенной планировки. Такая возможность стала особенно притягательна после введения частной собственности на жилье.

В 1987 году, после снятия запрета на малоэтажную застройку в Перми, архитекторы получили возможность разнообразить оформление кварталов, а освоение кирпичными заводами облицовочного кирпича, декоративной плитки позволило украсить район целым рядом необычных по оформлению и отделке зданий (например, дом № 30 по ул.Краснова). Изменилось отношение к коттеджному строительству. Строятся коттеджи в микрорайоне Южный и на Липовой горе. Для крупных массивов отведены земли в поселке городского типа Новые Ляды, у деревни Броды. Присоединение этих территорий стало последним в минувшем столетии приобретением Свердловского района. Самый крупный район города вплотную подошел к плодородным пахотным землям Пермского района.

Начало нового века, вполне возможно, войдет в историю, как время строительства крупных городских магистралей, которые изменят облик и Свердловского района. Практически решена важнейшая задача - разгрузка центра Перми от автотранспорта. Построен тоннель между Свердловским и Индустриальным районами у переезда по ул. Васильева.  Улица Героев Хасана в результате реконструкции расширена до 6 полос. Неприметная улица Революции превратилась в широкий современный проспект, а мост через реку Егошиха соединил Свердловский района с Городскими горками. Уже расширенный от ул. Куйбышева до Героев Хасана участок улицы Чкалова  продлен, теперь эта магистраль связала район ул. Стахановской с окружной дорогой, строящейся вокруг города.