Розничная продажа алкогольной продукции

Департамент экономики и промышленной политики города Перми обеспечивает определение границ прилегающих территорий, на которых не допускаются розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 2220 "Об утверждении правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания»

Постановление администрации г. Перми от 31.10.2014 № 802 «Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускаются розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории города Перми» (внесены изменения постановлениями администрации города Перми от 29.06.2015 N 427, от 30.12.2015 N 1142, от 23.06.2016 N 439, от 29.12.2016 N 1196, от 27.06.2017 N 488, от 26.12.2017 N 1199, от 03.07.2018 N 452, от 25.12.2018 N 1040, от 28.06.2019 N 326, от 17.12.2019 N 1021, от 18.12.2020 N 1282, от 01.03.2023 N 155)

Том1_Дзержинский

Том2_ Индустриальный

Том3_Кировский

Том4_Лениниский

Том5_Мотовилихинский

Том6_пос. Новые Ляды

Том7_Орджоникидзевский

Том8_Свердловский

Жители города могут сообщить информацию о фактах нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и о фактах размещения новых торговых объектов, реализующих алкогольную продукцию вблизи детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта и на прилегающих к ним территориях по телефону 257-19-67.

К сведению субъектов предпринимательства

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с 1 июля 2017 не допускается розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, в том числе, розничная продажа пива в розлив в такой таре.

Согласно п.9 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) и письму Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2017 № 03-14-17/15653 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей.

При этом организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, могут в вышеуказанные дни реализовывать алкогольную продукцию, с учетом выполнения требования п.4 ст.16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно: c условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

С 31 марта 2017 в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания  осуществляется отдельно по каждому из указанных видов деятельности.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2011 № 755-п «Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)» определены дни, в которые на территории Пермского края не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Частью 2.2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что розничная продажа алкогольной продукции в вышеуказанной таре влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 2017 года №03-14-17/15653 о регулировании производства и оборота алкогольной продукции с 31.03.2017, а также о госпошлине за предоставление или переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Постановление Правительства Пермского края от 25.12.2018 № 858-п «Об утверждении Перечня населенных пунктов Пермского края, в которых отсутствует доступ к информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (дата размещения - 21.03.2024)

К сведению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции в рамках соблюдения требований Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Законом Пермского края от 19 июня 2020 г. № 545-ПК «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), на территории Пермского края», розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 30 квадратных метров.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 27-04-09/49482 «О розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания» (далее – письмо Минфина РФ № 27-04-09/49482) в связи с отсутствием переходных положений, устанавливающих особенности применения положений Федерального закона № 145-ФЗ, в случае несоответствия организации, осуществляющей деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, требованиям пункта 4.1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ (в том числе дополнительным требованиям, установленным субъектом Российской Федерации), такая организация продолжать осуществление указанной деятельности не вправе.

При этом продление срока действия лицензий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах» также не освобождает субъектов предпринимательства от обязанности соответствовать требования федерального и регионального законодательства при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Согласно ГОСТ 30389-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) – это имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

Вместе с тем ГОСТом 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» установлено, что залом предприятия общественного питания (залом обслуживания) является специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.

При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включаются площади открытых производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон и прочего, недоступных для потребителей.

Таким образом, площадь зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, предназначенную непосредственно для употребления пищи и проведения досуга.

Этой же позиции придерживаются и судебные органы (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2017 по делу № А56-45686/2016 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2010 по делу № А12-20984/2009).

В соответствии с письмом Минфина РФ № 27-04-09/49482 площадь зала обслуживания посетителей определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Перечень инвентаризационных и правоустанавливающих документов, а также требования к ним положениями Федерального закона № 171-ФЗ не определены.

При этом в целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект недвижимости, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).