Предлагаем ознакомиться с письмами федеральных ведомств с разъяснениями отдельных вопросов в сфере закупок.
1. ФАС разъяснила особенности указания информации о товарном знаке в заявках участников закупок по 44-ФЗ. По мнению службы, в заявке можно не указывать наименование товарного знака и отразить лишь сведения, которые позволят определить его наличие. Если у комиссии есть данные о товарном знаке, но участник их не привел, заявку отклонят. Также ФАС сообщила, что товарный знак является существенным условием контракта, который может быть изменен с учетом поставки продукции с улучшенными характеристиками.
Документ: Письмо ФАС России от 31.01.2025 № ГР/7996/25
2. ФАС разъяснила принципы распределения полномочий между центральным аппаратом ФАС и его региональными подразделениями.
Документ: Письмо ФАС России от 21.02.2025 № МШ/15339/25
3. ФАС разъяснила, что изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности не является основанием для переоформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
В случае осуществления лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ необходимо уведомление лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ.
При этом обязанность уведомлять территориальные органы как по месту выдачи лицензии, так и по месту нахождения объекта охраны возникает после заключения соответствующего государственного (муниципального) контракта.
Документ: Письмо ФАС России от 18.02.2025 № ГР/13587/25
4. Минфин России разъяснил, что Правила, утвержденные ПП РФ от 30.06.2020 № 961, продолжают с 2025 года распространяться на юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии со статьей 15 Закона № 44-ФЗ за счет бюджетных средств, в связи с отнесением таких лиц к понятию «заказчик».
Документ: Письмо Минфина России от 20.02.2025 № 24-01-06/16146
5. Минфин России разъяснил, как правильно указать товарный знак в заявке на закупку.
Документ: Письмо Минфина России от 23.12.2024 № 24-06-09/129813
6. Минфин повторно выразил позицию о том, что чеки и иные документы, подтверждающие оплату товара и являющиеся формой договора розничной купли-продажи, относятся к контрактам, заключенным в простой письменной форме.
На таких чеке и ином документе должен содержаться ИКЗ, который указывается заказчиком самостоятельно. Информация о таком контракте включается в реестр контрактов.
Документы:
Письмо Минфина России от 18.02.2025 № 24-01-10/15030
Письмо Минфина России от 12.02.2025 г № 24-06-09/12540
|
|
1. Внесены изменения в правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 № 174 приводит правила ведения реестра контрактов в соответствие с изменениями в Закон № 44‑ФЗ, внесенными Федеральным законом от 26.12.2024 № 484‑ФЗ.
Согласно данным изменениям, контракты, заключаемые с единственным поставщиком по пунктам 10, 13, 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не подлежат размещению на официальном сайте ГИС ЕИС ЗАКУПКИ.
Документ: Постановление Правительства РФ от 18.02.2025 № 174
2. Из перечня банков, на банковские счета которых вносится обеспечение заявок, исключены ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» и ПАО РОСБАНК.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2025 № 469-р
3. Утвержден формат представления счета на оплату в электронной форме.
Формат описывает требования к XML-файлу передачи по телекоммуникационным каналам связи счета на оплату в электронной форме.
Счет на оплату включает файл обмена, состоящий из сведений о продавце, сведений о покупателе, сведений о товарах (услугах, работах, ином) и их ценовых показателях, дополнительных сведений счета на оплату и основаниях выставления счета на оплату.
В случае применения данного счета при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд используется информация каталога товаров, работ, услуг, формируемого в соответствии с частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Документ: Приказ ФНС от 20.01.2025 № ЕД-7-26/29@
4. Актуализированы требования к отдельным видам продукции станкоинструментальной промышленности и отрасли фотоники и светотехники, предъявляемые в целях ее отнесения к российской продукции (изменения в ПП РФ от 17.07.2015 № 719).
Документ: Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 № 230
|
|
Предлагаем ознакомиться с подборкой решений Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам в сфере закупок.
1. ВС РФ определил, что является экономией Подрядчика, подлежащей оплате при выполнении работ по контракту
Документ: Определение ВС РФ от 24.01.2025 № 304-ЭС24-23472 по делу № А70-21122/2023
2. ВС РФ разъяснил, что подрядчик отвечает за скрытые дефекты, даже после приёмки объекта
Документ: Определение ВС РФ от 05.02.2025 № 303-ЭС24-16745 по делу А59-561/2019
3. ВС РФ подтвердил, что региональные отделения общероссийских организаций инвалидов обладают теми же правами на преференции при государственных закупках, что и сама организация в целом
Документ: Решение ВС РФ от 16.01.2025 № АКПИ24-965
4. ВС РФ пересмотрел спор о взыскании неустойки за поставку некачественного оборудования по госконтракту
Документ: Определение ВС РФ от 12.02.2025 № 305-ЭС24-21667 по делу № А40-200399/2023
5. ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при установлении размеров штрафа в госконтракте не исключена правовая возможность указывать в его соответствующем разделе только ссылки на Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042
Документ: Определение ВС РФ от 24.01.2025 № 308-ЭС24-23082 по делу № А53-41127/2021
6. ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при проведении аукциона по 44-ФЗ закупочная комиссия вправе отклонить заявку участника, не представившего номер реестровой записи на товар из реестра промышленной продукции Минпромторга, выписку из реестра и не подтвердившего страну происхождения товара — РФ.
Документ: Определение ВС РФ от 12.02.2025 № 306-ЭС24-23808 по делу № А57-13934/2023
|
|
Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны в срок до 1 апреля 2025 года разместить в ЕИС:
1) отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2024 отчетный год.
Порядок формирования и размещения данного отчета в ЕИС установлен постановлением ПП РФ от 17.03.2015 № 238.
2) отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в 2024 году, в том числе обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок (в случае ее недостижения).
Составление и размещение в ЕИС отчета об объеме закупок товаров российского происхождения за 2024 год осуществляется по старым правилам (ПП РФ от 03.12.2020 № 2014). Новые правила начнут применяться к такому отчету за 2025 год (ПП РФ от 23.12.2024 № 1875).
24 марта 2025 года запланирован вебинар, посвященный формированию данных годовых отчетов.
Для участия на вебинаре необходимо пройти обязательную регистрацию по ссылке: https://my.mts-link.ru/j/etptektorg/24032025GO.
Спикеру мероприятия можно заранее задать вопрос по теме вебинара, направив его на адрес электронной почты dvminenko@mrks.permkrai.ru до 19 марта 2025 года. Ответы на такие вопросы будут даны в начале вебинара.
Программа вебинара
|
|
С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Изменениями обновлены составы административных правонарушений и уточнены размеры штрафов за нарушения законодательства, регулирующего закупки. Подробнее о новациях читайте в кратком обзоре.
Также предлагаем ознакомиться с презентационными материалами, подготовленными Министерством финансов Пермского края, в которых подробно изложена трансформация составов правонарушений в сфере закупок.
Документы:
1. Справка «Краткий обзор по Закону № 500-ФЗ»
2. Федеральный закон от 26.12.2024 № 500-ФЗ
3. Презентационные материалы Министерства финансов Пермского края
|
|
Минфин России разъяснил, что ставка НДС не является существенным условием контракта и может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта.
Документ: Письмо Минфина России от 07.02.2025 № 24-06-07/10915
|
|
Внесены изменения в Порядок перечисления в 2025 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, утвержденный ПП РФ от 11.12.2024 № 1752.
В частности, установлены особенности перечисления в 2025 году средств (в части авансовых платежей) на расчетные счета поставщиков строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Для перечисления аванса должен быть перечень таких строительных материалов и оборудования, сформированный исполнителем по контракту, утвержденный заказчиком и представленный исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства.
Постановлением утверждена форма такого перечня.
Документ: Постановление Правительства РФ от 13.02.2025 № 152
|
|
Перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке по Закону № 44-ФЗ при проведении электронных процедур, дополнен следующими банками:
- ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
- АКБ «Абсолют Банк» (ПАО)
- АКБ «Металлургический инвестиционный банк» (ПАО)
- ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО
- АО «Экспобанк»
Из перечня исключен КБ «ЛОКО-Банк» (АО).
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2025 № 316-р
|
|
Разъяснено, в каком случае для возврата обеспечения исполнения контракта требуется заявление поставщика (подрядчика, исполнителя)
Направление поставщиком заявления о возврате заказчиком денежных средств, перечисленных в обеспечение исполнения контракта, предусмотрено исключительно для случаев частичного возврата указанных денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
Если обязательства контрагента исполнены в полном объеме, направлять заявление заказчику на возврат указанных денежных средств не требуется.
Документ: Письмо Минфина России от 17.01.2025 № 24-06-09/3028
|
|
Разъяснен порядок определения цены отдельных позиций ТРУ при снижении НМЦК
По результатам электронной процедуры заказчик формирует с использованием ЕИС проект контракта, содержащий цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
При формировании проекта контракта в ЕИС цены отдельных позиций ТРУ, сформированные в «структурированном виде», рассчитываются автоматически путем пропорционального снижения цены такой позиции ТРУ, указанной в извещении, с учетом коэффициента снижения НМЦК.
Если в проекте контракта предусмотрена смета на выполнение работ, итоговая стоимость каждой позиции в такой смете пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения НМЦК от цены соответствующей позиции.
Документ: Письмо Минфина России от 17.01.2025 № 24-06-09/3131
|
|
Предлагаем ознакомиться с письмами федеральных ведомств с разъяснениями отдельных вопросов в сфере закупок.
1) Центральным банком РФ и Федеральным казначейством даны новые рекомендации по оформлению платежных поручений и платежных распоряжений.
Документ: Письмо Банка России № 03-45/732 и Казначейства России № 07-04-05/05-2127 от 29.01.2025
2) Минстрой РФ разъяснил ключевые моменты, связанные с применением модульных зданий и сооружений при строительстве социально значимых объектов.
Документ: Письмо Минстроя России от 23.01.2025 № 3236-СМ/08
3) Минстрой РФ опубликовал рекомендуемую величину индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2025 года.
Документ: Письмо Минстроя России от 01.02.2025 № 5170-ИФ/09
|
|
Минфином России введены новые унифицированные формы электронных документов для бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные приказом Минфина от 15 апреля 2021 г. № 61н.
В частности, добавлены:
- форма акта сверки расчетов (ф. 0510477);
- инвентаризационная опись расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0510469).
Новые формы применяются с 01 января 2026 г. либо до указанного срока по мере организационно-технической готовности субъекта учета.
Документ: Приказ Минфина России от 30.09.2024 № 144н «О внесении изменений в приложения № 1, 2, 4 и 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению»
|
|
Федеральной антимонопольной службой утвержден Порядок проверки документов, представленных заказчиками для внесения информации об участниках закупок в РНП, предусмотренный Законом № 223-ФЗ.
Документы, содержащие указанные сведения, направляются заказчиком в ФАС России либо территориальный орган по месту нахождения заказчика, указанному в извещении о закупке.
ФАС России рассматривает вышеупомянутые документы в следующих случаях:
- НМЦД свыше 700 млн руб.;
- НМЦД свыше 100 млн руб., но общая сумма договоров заказчика в предыдущем году составила свыше 1 млрд руб.
В остальных случаях документы рассматривают территориальные органы.
Срок проверки документов и принятия решения специальной комиссией - 10 рабочих дней.
Документ: Приказ ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24
Дата вступления в силу: 11.02.2025
|
|
С 01.01.2025 по 31.03.2025 заказчики вправе заключить с использованием ЕИС контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – ЕП) по всем основаниям ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ,
за исключением п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Для заключения цифрового контракта с ЕП необходимо воспользоваться функционалом по формированию проекта контракта в РИС Закупки ПК
(указанный функционал для ЕП уже реализован в Системе и аналогичен формированию проекта контракта по результатам конкурентных закупок).
Обращаем внимание на особенности работы в РИС Закупки ПК с цифровыми контрактами и контрактами, заключенными в бумажной форме
❗Напоминаем, что:
▶️ С 01.04.2025 станет обязательным заключение контрактов с ЕП с использованием ЕИС по п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (ч. 14 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).
▶️ С 01.07.2025 станет обязательным заключение контрактов с ЕП с использованием ЕИС по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).
Для заключения цифрового контракта в ЕИС поставщик (подрядчик, исполнитель) должен быть зарегистрирован в Едином реестре участников закупок в ЕИС.
Важно помнить, что при заключении цифрового контракта:
- приемка контракта осуществляется в электронном виде;
- осуществляется электронный документооборот по контракту;
- возможно неограниченное число протоколов разногласий на этапе заключения по итогам несостоявшейся процедуры (когда заявок «0»).
|
|
Минфином России подготовлено письмо от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 с разъяснениями о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 (далее - Постановление № 1875), устанавливающего меры и порядок по предоставлению национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ и Закона № 223‑ФЗ.
В частности, в письме разъясняется:
- о видах введенных Правительством Российской Федерации мер, устанавливающих изъятие из предоставляемого при осуществлении закупок национального режима;
- порядок применения Постановления № 1875 различными видами заказчиков.
Полный текст письма по ссылке.
Развернутая статья от Боровых Юлии Сергеевны по ссылке.
|
|
Банком России и Казначейством России подготовлено письмо от 29.01.2025 № 03-45/732, № 07-04-05/05-2127 об особенностях заполнения реквизита «Назначение платежа» платежного поручения и платежного распоряжения.
Согласно тексту письма, при осуществлении платежей по перечислению денежных средств для обеспечения исполнения контракта в соответствии со статьей 96 Закона № 44-ФЗ в реквизите «Назначение платежа» платежного поручения и платежного распоряжения перед текстовым указанием назначения платежа рекомендуется указывать идентификационный код закупки, который отделяется знаком «//».
Указанный порядок заполнения платежного поручения и платежного распоряжения рекомендуется к применению с 01.02.2025.
Полный текст письма по ссылке.
|
|
30 января 2025 года вступил в силу приказ Минпромторга России от 09.01.2025 № 7, который утверждает порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.
Кроме того, признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 24.05.2024 № 2276.
|
|
Напоминаем, что до 1 февраля 2025 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны разместить информацию о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – годовой отчет).
Требование к размещению годового отчета установлено частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Форма и содержание годового отчета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352.
Обращаем внимание, что в 2025 году последний день размещения годового отчета 3 февраля 2025 г. в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
|
|
6 февраля 2025 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2025 № 67, которое вносит изменения в типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 № 1445.
Согласно постановлению, заказчик вправе осуществить закупку работ, связанных с выполнением регулярных перевозок, объем которых невозможно определить.
Объем выполняемых работ в таком случае устанавливается:
- в километрах пробега транспортных средств;
- в часах работы транспортных средств;
- в километрах пробега и часах работы транспортных средств.
Кроме того, постановление исключает из типовых условий формулу расчета цены единицы работ, выполняемых транспортными средствами.
Постановление применяется:
- к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены после дня вступления в силу настоящего постановления;
- к контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после дня вступления в силу настоящего постановления.
|
|
1. Минстрой РФ разъяснил порядок оплаты «строительных» контрактов, если подрядчик не является плательщиком НДС. В этом случае НДС не нужно включать в оплату, даже если сумма НДС указана в смете.
Документ: Письмо Минстроя РФ от 01.10.2024 № 57284-АВ/09
2. Минфин РФ сообщил об уплате с 01.01.2025 НДС организациями, применяющими УСН. Как поясняет ведомство, если доход участника закупки, применяющего данную систему налогообложения, будет больше 60 млн рублей, то с 2025 года придется платить НДС. Налоговой базой по НДС является стоимость ТРУ, исчисленная исходя из их цены без включения в нее НДС.
Документ: Письмо Минфина РФ от 20.11.2024 № 03-07-11/115183
3. Минфин РФ разъяснил вопрос о возможности увеличения цены контракта (договора) на сумму НДС в связи с изменением 01.01.2025 налогового законодательства. Минфин отметил, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменение существенных условий контракта не допускается. Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Риски, связанные с исполнением контракта, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документ: Письмо Минфина РФ от 28.11.2024 № 24-06-09/119523
|
|
1. Приказом ФАС России от 22.11.2024 № 894/24 утвержден Порядок определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы ТРУ при закупке моторного топлива, включая автомобильный и авиационный бензин.
Документ: Приказ ФАС от 22.11.2024 № 894/24
Вступает в силу: 03.02.2025
2. Внесены изменения в электронные форматы счета-фактуры и универсальный передаточный документ, в частности, введен НДС для плательщиков УСН и соответствующие налоговые ставки.
Документ: Приказ ФНС от 15.11.2024 № ЕД-7-26/1032@
Вступил в силу: 23.01.2025
3. Внесены изменения в ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719, корректирующие пороговые значения баллов для допуска продукции автомобилестроения к госзакупкам.
Документ: ПП РФ от 11.12.2024 № 1762
Вступил в силу: 20.12.2024
4. Приказом Росстандарта от 12.11.2024 № 1659-ст утверждён национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71784-2024 «Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
Документ: Приказ Росстандарта от 12.11.2024 № 1659-ст
Введен в действие: 01.01.2025
5. Минфином России опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов. В список добавлены - ОАО «Белгазпромбанк» и АО «БМ-БАНК», из перечня исключены ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «РОСБАНК». В актуальный перечень входит 209 банковских организаций.
Источник: сайт Минфина
|
|
3 февраля 2025 года вступает в силу приказ Федеральной антимонопольной службы от 22.11.2024 № 894/24, который утверждает порядок определения следующих цен при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный бензин:
- начальной (максимальной) цены контракта;
- цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- начальной цены единицы товара‚ работы‚ услуги.
Приказ не применяется в отношении закупок извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) до дня вступления в силу настоящего приказа.
|
|
Во исполнение Федерального закона от 26.12.2024 № 494-ФЗ, предусматривающего продление на 2025 год временных антикризисных мер по Закону № 44-ФЗ, продлено действие следующих правовых актов:
- ПП РФ от 10.03.2022 № 339, устанавливающего иные случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных и муниципальных нужд (ПП РФ от 26.12.2024 № 1909);
- ПП РФ от 16.04.2022 № 680, устанавливающего случаи и порядок изменения существенных условий строительных контрактов при форс-мажоре (ПП РФ от 28.12.2024 № 1981);
- ПП РФ от 04.04.2022 № 579, устанавливающего особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, а также особенности проведения государственной экспертизы проектной документации (ПП РФ от 28.12.2024 № 1967);
- Приказа Минстроя России от 21.08.2023 № 604/пр, устанавливающего порядок расчета НМЦК по строительным контрактам «под ключ» (приказ Минстроя РФ от 12.12.2024 № 856/пр).
Документы:
- ПП РФ от 26.12.2024 № 1909 «О внесении изменений в ПП РФ от 10 марта 2022 г. № 339»
- ПП РФ от 28.12.2024 № 1981 «О внесении изменения в ПП РФ от 16 апреля 2022 г. № 680»
- ПП РФ от 28.12.2024 № 1967 «О внесении изменений в ПП РФ от 4 апреля 2022 г. № 579»
- Приказ Минстроя РФ от 12.12.2024 № 856/пр «О внесении изменения в пункт 3 приказа Минстроя РФ от 21.08.2023 № 604/пр … »
|
|
Принято постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, которое устанавливает меры и порядок предоставления национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ
Постановление устанавливает:
- запрет и ограничение закупок товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- преимущества в отношении товаров российского происхождения;
- основания подтверждения происхождения товаров;
- минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ;
- требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, порядок формирования и размещения такого отчета в ЕИС и др. положения.
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Вступает в силу: 01 января 2025 г., за исключением отдельного положения, которое вступает в силу с 01 сентября 2025 года.
|
|
26 декабря 2024 года подписаны Федеральные законы №№ 484-ФЗ, 494-ФЗ, предусматривающие оптимизацию закупочного процесса, а также продление или перевод на постоянную основу временных антикризисных мер в сфере закупок в рамках Закона о контрактной системе.
Предлагаем ознакомиться с данными нормативными правовыми актами и краткими обзорами основных изменений.
Документы:
1. Справка «Краткий обзор по Закону № 484-ФЗ»
Федеральный закон от 26.12.2024 № 484-ФЗ»
2. Справка «Краткий обзор по Закону № 494-ФЗ»
Федеральный закон от 26.12.2024 № 494-ФЗ
Вступают в силу: 01 января 2025 года за исключением отдельных положений
|
|
3 декабря 2024 года состоялось обучающее мероприятие, посвященное новым правилам национального режима в закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Учитывая масштабность предстоящих новаций, мероприятие впервые за последнее время организовано Министерством закупок Пермского края совместно с АО «Сбербанк-АСТ» для заказчиков по Закону № 223-ФЗ в очном формате.
С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин, подчеркнув важность импортозамещения в условиях современных вызовов как основного инструмента поддержки российских производителей. Дмитрий Николаевич отметил, что данное мероприятие предоставляет его участникам хорошую возможность задать все вопросы экспертам о новом нацрежиме в закупках.
Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Зарубин Алексей Сергеевич акцентировал внимание слушателей на значимости нововведений законодательства и необходимости актуализации положений о закупках уже сейчас.
От лица АО «Сбербанк - АСТ» – одного из организаторов мероприятия – с напутственными словами выступил генеральный директор АО «Сбербанк-АСТ» Андреев Николай Юрьевич.
С основным докладом первой части обучающего мероприятия выступил Султанов Евгений Аликович, специалист по закупкам – практик, эксперт, преподаватель, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе, аккредитованный Минюстом России. В своем докладе Евгений Аликович подробно осветил главные изменения в правилах нацрежима с 1 января 2025 года, в частности, особенности установления запрета и ограничения закупок иностранных товаров, работ, услуг и преимуществ в отношении российских товаров, работ, услуг.
Вторую часть мероприятия открыл Раев Марк Александрович, начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России, который выступил с обзором практики привлечения к административной ответственности и основных недостатков закупочной деятельности заказчиков.
Далее состоялись выступления представителей АО «Сбербанк-АСТ», которые представили возможности электронной площадки Сбер А для эффективного проведения закупок и в интерактивном диалоге узнали у слушателей о пожеланиях к ее развитию.
После блока докладов в дискуссионной части участники мероприятия задали спикерам волнующие вопросы.
В заключительном слове организаторы мероприятия поблагодарили спикеров за участие в обучающем мероприятии и еще раз напомнили заказчикам о необходимости в срок до 1 января 2025 года внести изменения в положения о закупках.
Презентации спикеров:
Презентация Нацрежим 223-ФЗ Султанов Е.А..pdf
Презентация УФАС ПК Раев М.А. 03.12.24.pdf
Презентация Сбер А Лебедева Е.А..pdf
Видеоролик о мероприятии
|
|
Принят Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 427-ФЗ, регулирующий порядок лицензирования и осуществления частной охранной деятельности, в том числе:
- уточнён понятийный аппарат;
- установлены новые лицензионные требования к частным охранным организациям и правовые ограничения их деятельности;
- определены требования к договору на оказание охранных услуг.
Закон вступает в силу 1 сентября 2026 года и предусматривает переходные положения:
- лицензии на осуществление частной охранной деятельности, предоставленные до 1 сентября 2026 года, продолжают действовать при условии соответствия лицензиата лицензионным требованиям, действовавшим при ее предоставлении, либо при внесении изменений в реестр таких лицензий;
- оказание охранных услуг по договорам, заключённым до дня вступления в силу закона, разрешается оказывать в соответствии с выданной лицензией до истечения одного года со дня вступления в силу закона;
- в течение одного года после дня вступления закона в силу руководители частных охранных организаций и их филиалов должны пройти дополнительное обучение.
Справочно: положения о частной охранной деятельности из Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» исключаются с 1 сентября 2026 года согласно Федеральному закону от 30 ноября 2024 года № 434-ФЗ.
Документ: Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности»
Вступает в силу: 1 сентября 2026 года
|
|
Внесены изменения в Порядок определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный приказом Минтранса России от 20 октября 2021 г. № 351.
В частности:
- Скорректирована формула расчета цены контракта в случае, если плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику. В формуле предусмотрено уменьшение НМЦК на размер субсидии, предоставляемой подрядчику в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ.
- Предусмотрена возможность при расчете годового фонда рабочего времени водителя кроме установленного (1772 часа) использовать наименьшее из значений, определенных в соответствии с отраслевыми территориальными или федеральными соглашениями.
Документ: Приказ Минтранса от 05.11.2024 № 390 «О внесении изменений в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 351» (Зарегистрирован 02.12.2024 № 80439)
Вступил в силу: 14 декабря 2024 г.
|
|
Минфином России опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.
В актуальном списке 209 организаций (по состоянию на 04.12.2024 года).
Справочно: перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с ч. 1.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.
Документ доступен для скачивания по ссылке
Источник: сайт Минфина
|
|
С 1 января 2025 года утрачивает силу приказ Минфина России от 04 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Напомним, с 1 января 2025 года заработают новые правила национального режима в соответствии с Законом от 08.08.2024 № 318-ФЗ.
Документ: Приказ Минфина России от 08.10.2024 № 149н «О признании утратившими силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и внесенных в него изменений» (Зарегистрирован 22.11.2024 № 80288)
|
|
Минпромторг России обновил перечень отечественных автомобилей, рекомендованных для приоритетного использования муниципальными служащими в служебных целях, добавив в него две новых модели:
Lada Aura и XCITE X-Cross 8.
На сегодняшний день в перечне содержится 14 брендов и более 40 моделей.
В письме также отмечено, что список будет обновляться по мере выхода на рынок новых моделей отечественного производства в рамках специальных инвестиционных контрактов.
Напомним, ранее Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами субъектов РФ принять меры, направленные на приоритетное использование государственными и муниципальными служащими в служебных целях автомобилей российского производства.
Документ: Письмо Минпромторга России от 13.11.2024 № КА-121503/20
|
|
Минфином России разработаны методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом от 15 апреля 2021 года № 61н:
- Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
- Акта о списании материальных запасов (ф. 0510460);
- Ведомости группового начисления доходов (ф. 0510431);
- Решения об оценке стоимости имущества, отчужденного не в пользу организации бюджетной сферы (ф. 0510442).
Документ включает примеры заполнения перечисленных унифицированных форм, описание их бизнес-процесса.
Документ: Письмо Минфина России от 29.11.2024 № 02-06-06/120312 «Методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов, утвержденных приказом № 61н, в рамках реализации электронного документооборота»
Документы (рекомендации по формам, примеры заполнения и пр.): сайт Минфина России
|
|
1 октября 2024 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2024 г. N 1285 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Обзор ключевых нововведений представлен в письме Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 04.10.2024 № 32-03-исх01-04-65
|
|
1 октября 2024 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ, вносящий изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Обзор ключевых нововведений представлен в письме Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 25.09.2024 № 32-03-исх01-04-63 |
|
Доработаны и упрощены Требования к форме и содержанию сведений об осуществлении закупки товаров, работ, услуг.
Обращаем внимание, что направление дополнительных документов к актуализированным Сведениям не требуется.
Напоминаем также, что в соответствии с Порядком направление заявок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в «РИС Закупки ПК» и Сведений в СЭД ПК следует производить одновременно.
|
|
12 сентября 2024 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2024 № 1215 (далее – постановление), которое вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186.
Постановление устанавливает возможность изменения существенных условий контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1186, если размер цены контракта равен или превышает 100 тыс. рублей – для муниципального контракта, заключенного на срок не менее чем 1 год.
|
|
1 октября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ, предусматривающий упрощение процесса осуществления закупок с применением национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.
Ключевые положения:
- единый порядок предоставления преимуществ отечественной продукции;
- механизм «второй лишний» при наличии предложения о поставке отечественной продукции;
- применение 15% преференции в отношении предложения отечественной продукции;
- новый отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, со сроком предоставления до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
Помимо этого, внесены изменения в Закон № 44‑ФЗ и Закон № 360‑ФЗ в части:
- переноса на 01.04.2025 срока вступления нормы о заключении соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
- переходных положений по заключению цифровых контрактов с единственным поставщиком.
Предлагаем ознакомиться с кратким обзором основных изменений.
Изменения в части предоставления нацрежима применяются с 01 января 2025 года.
|
|
с 1 сентября 2024 года в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 457-ФЗ электронные документы в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ возможно будет подписывать только с применением машиночитаемых доверенностей (МЧД).
Основные нормативные правовые акты, регулирующие формирование и применение МЧД:
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ
постановление Правительства от 21.02.2022 № 223
постановление Правительства от 21.02.2022 № 224
приказ Минцифры России от 18.08.2021 № 857
приказ Минцифры России от 18.08.2021 № 858
приказ Федерального казначейства от 28.12.2023 № 26н
Руководство пользователей ЕИС "Реестр машиночитаемых доверенностей" (версия 14.2)
|
|
Уважаемые коллеги!
Делимся с вами самыми яркими и запоминающимися
моментами Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ - 2024».
Благодарим всех, кто откликнулся на приглашение и посетил мероприятие лично!
Ваше участие имеет огромное значение для нас, и мы надеемся, что вы получили максимум пользы от нашей конференции.
Напоминаем, что для тех, кто не смог 19 июня 2024 года принять участие в конференции
«ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ - 2024», видеозапись пленарного заседания доступна по ссылке
|
|
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2024 № 888 внесены следующие изменения:
1. в постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60:
- на 1 января 2026 года (ранее - 01.07.2024) переносится вступление в силу нормы о том, что в реестр контрактов наименование объекта закупки, связанной со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, включается в соответствии со сметой контракта;
- устанавливаются правила определения цены за единицу товара в проекте цифрового контракта – до 11 цифр после запятой.
2. в Порядок ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
Есть и другие изменения.
Вступил в силу: 09.07.2024 (за исключением отдельных положений)
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 № 888 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
|
|
ФАС России разъяснила вопросы применения положений статьи 29 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов.
В частности, ФАС России указывает на различное содержания понятий общероссийских общественных объединений и межрегиональных, региональных, местных общественных объединений, и делает вывод о том, что преимущества, устанавливаемые статьей 29 Закона № 44-ФЗ, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные.
Указанное разъяснение подготовлено взамен письма ФАС России от 28.03.2018 № ИА/21098/18
Документ: письмо ФАС России от 10.07.2024 № МШ/60841/24
|
|
Минфином России опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.
В актуальном списке 209 организаций (по состоянию на 24.06.2024 года).
Справочно: перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с ч. 1.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.
Документ доступен для скачивания по ссылке.
Источник: сайт Минфина.
|
|
Бренд LADA дополнен моделью Largus, бренд Evolute – моделью I-JET, а бренд Haval – моделью М6.
Кроме того, в список были включены новые бренды:
- бренд XCITE, модель: X-Cross 7;
- бренд ГАЗ, модели: ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, Соболь, Соболь NN;
- бренд СОЛЛЕРС, модель: ST6;
- бренд KAIYI, модели: E5, X3 Pro, X3, X7;
- бренд BAIC, модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;
- бренд АМБЕРАВТО, модель: А5;
- бренд SWM, модели: G05 Pro, G01;
- бренд CITROEN, модель: C5 AIRCROSS
Данный перечень будет дополняться по мере выхода на рынок новых моделей отечественного производства в рамках специальных инвестиционных контрактов.
Напомним, ранее Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами субъектов РФ принять меры, направленные на приоритетное использование государственными и муниципальными служащими в служебных целях автомобилей российского производства.
Документ: Письмо Минпромторга России от 03.07.2024 № КА-69129/20
|
|
Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции», согласно которым:
- уточнено, что подтверждением производства российской промышленной продукции является включение сведений в реестр российской промышленной продукции, размещаемый в ГИСП (ранее: выдача заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации).
- утверждены правила и алгоритм включения в реестр новых сведений о промышленной продукции, внесения изменений в реестровую запись, формирования реестровой записи и её исключения из реестра (сведения из реестра предоставляются любому заинтересованному лицу в виде выписки посредством ГИСП).
- утверждены правила формирования и ведения каталога промышленной продукции, который интегрирован с КТРУ в ЕИС для обеспечения закупок.
Таким образом, обеспечивается возможность описания продукции при осуществлении закупок с учётом требований каталога в ГИСП и проставления кода такого каталога.
Кроме того, уточнены:
- критерии и балльная система в отношении отдельных видов продукции;
- требования, предъявляемые к отдельным видам промышленной продукции в целях ее отнесения к российской.
Документ: постановление Правительства РФ от 29.06.2024 № 894 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Дата вступления в силу: 01.07.2024 (ранее выданные заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ действительны до окончания установленного срока их действия).
|
|
Правительством РФ в целях унификации закупок малого объема утверждена Концепция совершенствования закупок малого объема для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период до 2027 года.
Согласно концепции малые закупки переведут в электронную форму, а также для таких закупок планируют определить:
• единые правила проведения;
• единый каталог товаров, предусматривающий описание с учетом цифровых паспортов промышленной продукции;
• единые требования к функционированию информационных систем, их взаимодействию и интеграции между собой;
• случаи, при которых допускается проведение малых закупок с использованием бумажного документооборота.
Для реализации Концепции Минфином России в месячный срок будет подготовлен проект «дорожной карты».
Документ: распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.06.2024 № 1636-р
|
|
3 июля 2024 года вступили в силу изменения, внесенные в Порядок взаимодействия заказчиков с органом, осуществляющим функции по сопровождению закупок товаров, работ, услуг для заказчиков муниципального образования город Пермь, утвержденный постановлением администрации города Перми от 24.01.2014 № 38
В соответствии с указанными изменениями снижена НМЦК закупок, относительно которых управлением муниципального заказа осуществляется рассмотрение, согласование заявок на определение поставщиков в информационной системе «РИС Закупки ПК» до их направления в ГКУ «ЦОЗ», с пяти миллионов рублей до трех миллионов рублей.
Помимо этого, НМЦК закупок, предварительное рассмотрение заявок на участие в которых осуществляется управлением муниципального заказа с целью представления результатов на заседание комиссий по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), созданных ГКУ «ЦОЗ», увеличена для открытого конкурса в электронной форме, электронного аукциона, электронного запроса котировок также до трех миллионов рублей.
Таким образом, согласование заявок на проведение закупки с НМЦК от ноля рублей до трех миллионов рублей и рассмотрение заявок участников таких закупок в управлении муниципального заказа в настоящее время
не требуется.
Минимальный размер НМЦК закупок, подлежащих согласованию муниципальной рабочей группой по проверке обоснованности закупок для нужд муниципального образования город Пермь (МРГ), не изменен и составляет
пять миллионов рублей.
|
|
20 июня 2024 года в рамках деловой программы Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ - ПЕРМЬ 2024» прошел тематический круглый стол, посвященный особенностям закупок сфере в строительства.
Круглый стол был посвящен особенностям закупок строительных работ, который рассматривал в том числе в свете реформирования ценообразования в строительной отрасли.
Модератором круглого стола выступила статс-секретарь - заместитель министра, начальник управления организационно-правового обеспечения Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Пашиева Марина Владиславовна. Марина Владиславовна отметила сложность и специфичность закупок в сфере градостроительной деятельности и важность формата живой дискуссии для обсуждения практических вопросов профессиональным сообществом.
В ходе встречи доцент, к.э.н., директор Центра профессионального образования Байкальского государственного университета, сертифицированный специалист в категории «Специалист, эксперт в сфере закупок» Дорошенко Татьяна Геннадьевна рассказала в своем докладе о переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости и к «гибкой» цене контракта, а также нюансах определения начальной цены контракта строительных работ и составления сметы контракта, формировании заказчиком документов о закупке с учетом специфики строительной отрасли и др.
Участники круглого стола – около 90 представителей заказчиков Пермского края, в том числе регионального и муниципальных УКСов – поделились опасениями, которые могут возникнуть в «переходный» период.
В целом участники дискуссионных площадок отметили, что проведение подобных мероприятий позволяет в неформальной атмосфере высказать собственное мнение по затронутым вопросам и найти варианты решения проблем.
Презентация Дорошенко Т.Г.
|
|
19 июня 2024 года состоялось открытие Всероссийской конференции «ГОСЗАКУПКИ - ПЕРМЬ 2024», которая организована при поддержке Правительства Пермского края и АО «Сбербанк-АСТ».
Центральным мероприятием первого дня конференции стало пленарное заседание с участием представителей Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России и ведущих экспертов сферы закупок.
В заседании приняли участие более 550 участников контрактной системы из 24 регионов страны – руководители профильных ведомств, уполномоченных органов и учреждений в сфере закупок, а также заказчики Пермского края регионального и муниципального уровня.
Открыл пленарное заседание министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Зарубин Алексей Сергеевич, модератор пленарного заседания, который представил спикеров и поблагодарил федеральных коллег, лично прибывших в Пермский край для освещения актуальных вопросов сферы закупок.
С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин, обратив внимание на важность системы закупок как одного из ключевых инструментов при реализации социальных и инфраструктурных проектов. Дмитрий Николаевич отметил, что Пермский край нацелен на постоянное совершенствование системы государственных и муниципальных закупок и региону есть чем поделиться.
От лица АО «Сбербанк - АСТ» - одного из главных организаторов конференции - с напутственными словами выступил генеральный директор АО «Сбербанк-АСТ» Андреев Николай Юрьевич, подчеркнув масштабность мероприятия не только по количеству участников, но и глубине заявленных тем и дискуссий деловой программы конференции.
Программа началась с выступления Лаврова Алексея Михайловича, заместителя Министра финансов России. В своем докладе Алексей Михайлович осветил основные направления развития контрактной системы. В частности, Алексей Михайлович напомнил о предстоящем переводе закупок у единственного поставщика в цифровой формат, рассказал о принятых в первом чтении законопроектах по совершенствованию инструментов импортозамещения и модернизации КоАП РФ в части закупок, а также о проработке отдельных вопросов осуществления закупок строительных работ, планах развития закупок «малого» объема и достигнутых согласованиях с ЕАЭС в сфере закупок.
Далее состоялось выступление Николаева Сергея Геннадьевича, начальника отдела контроля здравоохранения Управления контроля здравоохранения ФАС России. Сергей Геннадьевич акцентировал внимание на том, что базовый Закон № 44-ФЗ должен рассматриваться через призму антимонопольного законодательства, в частности, такого понятия как «взаимозаменяемость», и рассказал о типичных случаях ограничения конкуренции при закупках лекарственных средств и медизделий, которое устанавливается заказчиками при описании предмета закупки.
Первый блок выступлений завершила Кузнецова Екатерина Сергеевна, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России с обзором антимонопольной практики центрального аппарата ФАС России, в том числе опыта в «борьбе» с профессиональными жалобщиками, а также с рекомендациями заказчикам по проверке достоверности информации в составе заявки участника.
Второй блок выступлений открыл Плаксин Александр Владимирович, руководитель Пермского УФАС России, который продолжил тему установления недостоверных сведений в составе заявки и рассказал о подходах регионального ФАС России к данному вопросу.
Затем участникам конференции был представлен доклад Катамадзе Анны Теймуразовны, заместителя руководителя Федерального казначейства, которая в режиме ВКС обозначила ключевые итоги и ключевые задачи цифрового развития системы закупок. В частности, Анна Теймуразовна рассказала об успешном запуске цифрового контракта по конкурентным процедурам, цифровизации закрытых закупок и внедрении машиночитаемых доверенностей в ЕИС, а также о работе Федерального казначейства по оцифровке контракта с единственным поставщиком и сметы контракта по стройке, развитии риск-модуля в ЕИС, который позволит предупредить заказчика о потенциальном нарушении контракта, цифровизации малых закупок в части «привязки контракта к платежу».
Далее разговор коснулся темы новой жизни нацрежима в закупках, в котором Игнатенкова Елена Владимировна, сертифицированный эксперт в сфере закупок, директор Ассоциации РОСТ рассказала о новациях применения нацрежима, предлагаемых законопроектом № 547583-8, и основах, наследуемых из действующего регулирования.
Завершили заседание выступления представителей АО «Сбербанк-АСТ», которые представили возможности электронного магазина SberB2B для осуществления закупок малого объема, а также платформы и сервисы электронной площадки Сбер А.
После блока выступлений в дискуссионной части участники конференции задали спикерам волнующие вопросы и высказали предложения по совершенствованию законодательства.
В заключительном слове министр по регулированию контрактной системы в сферы закупок Пермского края Алексей Сергеевич Зарубин поблагодарил спикеров за участие в конференции и выразил надежду, что это первое всероссийское мероприятие станет для Пермского края традиционным.
Презентации докладчиков:
Презентация Николаева С.Г.
Презентация Кузнецовой Е.С.
Презентация Плаксина А.В.
Презентация Катамадзе А.Т.
Презентация Игнатенковой Е.В.
Презентация представителя АО «Сбербанк-АСТ»
Презентация Выскребенцевой А.В.
Видеозапись конференции:
https://perm-goszakaz.ru/
https://rutube.ru/video/b1012ddb91c2c8e805b122ae7f3c6866/?r=plemwd
|
|
21 июня 2024 года в 10:00 по московскому времени Федеральное казначейство проводит Всероссийское совещание на тему: «Новые функциональные возможности версии 3.2 государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – ГИС Торги) по продаже государственного и муниципального имущества».
Совещание пройдет в формате онлайн-трансляции в официальной группе Федерального казначейства «ВКонтакте» (https://vk.com/treasuryofrussia). Ссылка для подключения: (https://vk.com/video-211194418_456239272).
Для доступа к трансляции обязательная регистрация в социальной сети «ВКонтакте» не требуется. Вопросы спикерам по теме совещания можно будет задать в чате Telegram-канала «ГИС ТОРГИ ПРОДАЖИ» (https://t.me/gis_torgi_prodaji). Число участников совещания не ограничено.
Программа вебинара
|
|
19 - 20 июня 2024 года состоится Всероссийская конференция «ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ – 2024»
В Пермском крае с 19 по 20 июня 2024 года планируется проведение Всероссийской конференции в сфере закупок "ГОСЗАКУПКИ ПЕРМЬ – 2024" в очном формате.
Спикерами конференции выступят представители Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной антимонопольной службы, а также квалифицированные эксперты в сфере закупок федерального уровня.
Мероприятие проводится в целях обмена опытом и перспективными идеями развития закупочной деятельности, рассмотрения наиболее актуальных и проблемных тематик контрактной системы и содействия их решению.
Конференция ориентирована на государственных и муниципальных заказчиков Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также на представителей уполномоченных органов (учреждений) в сфере закупок из других регионов России.
Приглашаем государственных и муниципальных заказчиков Пермского края, а также представителей уполномоченных органов в сфере закупок субъектов Российской Федерации принять участие в конференции.
Подробная информация о мероприятии, а также возможность регистрации для участия доступны по ссылке: http://perm-goszakaz.ru/.
Программа конференции
|
|
Внесены изменения в требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2024 № 610 скорректирован перечень промышленной продукции, а также бальная система оценки в следующих разделах:
- II «Продукция автомобилестроения»;
- III «Продукция отрасли специального машиностроения»;
- V «Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности»;
- XI «Продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности»;
- XVII «Продукция отрасли легкой промышленности».
Документы:
постановление Правительства РФ от 17.05.2024 № 610 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719»
(вступил в силу 17 мая 2024 г. (за некоторыми исключениями)).
|
|
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339, устанавливающие новые дополнительные случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных и муниципальных нужд, осуществляемые на основании акта Правительства РФ, акта высшего исполнительного органа субъекта РФ или муниципального правового акта* (в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Так, определены следующие новые случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) закупка для реализации мер, предусмотренных указом Президента РФ от 19.10.2022 № 757;
СПРАВОЧНО: по данному указу в Пермском крае введен «уровень базовой готовности» и предусмотрена, в том числе реализация мер по усилению охраны общественного порядка, введению особого режима работы объектов и других мер, определенных решением высшего должностного лица субъекта ФР.
2) закупка для обеспечения защиты прав и законных интересов физических лиц в соответствии с ФЗ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»;
3) закупка для физических лиц, которые пострадали и (или) имущество которых утрачено или повреждено в результате боевых действий, актов агрессии против России, а также для физических лиц, вынуждено покинувших территорию субъектов РФ, на которых введено военное положение или «средний уровень реагирования» (в соотв. с пунктом 3 Указа Президента РФ от 19.10.2022 № 757);
4) закупка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1745.
СПРАВОЧНО: по данному постановлению исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, региональные и муниципальные казенные учреждения за счет региональных или местных бюджетов вправе осуществлять закупки ТРУ на основании заявок федеральных ведомств в целях СВО и мобилизации и передавать их в федеральную собственность.
5) закупка для выполнения мероприятий по гражданской обороне;
6) закупка для восстановления объектов, поврежденных (разрушенных) в результате боевых действий, актов агрессии против РФ.
Также установлено, что положения постановления № 339 применяются при осуществлении закупок автономными учреждениями за счет бюджетных средств на осуществление капитальных вложений, негосударственными юридическими лицами за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций (закупки в соотв. с частями 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ).
Документ: постановление Правительства РФ от 30.03.2024 № 399 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 339"
Вступил в силу: 01.04.2024 г.
* право устанавливать иные случаи закупок у единственного поставщика, а также порядок их осуществления, предоставлено Правительству РФ в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
|
|
До 1 апреля 2023 года заказчики работающие в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязаны разместить в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).
Порядок подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций установлен в соответствии постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе…».
Подробнее с информацией по работе с отчетом в ЕИС можно ознакомиться в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» - «Руководства пользователя и видеоролики» - «Отчетность» - «Руководства пользователя».
Обращаем внимание, что для расчета можно воспользоваться данными аналитической формы 5 в РИС Закупки ПК и детализациями к указанной форме.
|
|
Законом № 44-ФЗ установлена обязанность разместить в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров, (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (далее - отчет) не позднее 1 апреля 2024 г.
Форма указанного отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком …» (далее – ППРФ № 2014).
Обращаем внимание:
отчет автоматически формируется в ЕИС путем обработки информации, включенной в реестр контрактов (текущая форма отчета, формируемая в ЕИС, учитывает все последние изменения, внесенные в ППРФ № 2014 нормативно правовыми актами, принятыми в 2023 году (по отдельным позициям скорректированы коды ОКПД2 и изменены размеры минимальных обязательных долей закупок российских товаров));
-заказчик вносит изменения в сформированный отчет, в случае внесения в реестр контрактов изменений в сведения об исполнении контракта;
-заказчик включает в отчет обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок (если объем закупок российских товаров составляет менее размера минимальной доли закупок);
-заказчик подписывает отчет усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (размещение отчета в ЕИС осуществляется автоматически не позднее одного часа с момента его подписания).
Обращаем внимание, что за несвоевременное размещение или неразмещение отчета предусмотрен административный штраф.
Подробнее с информацией по работе с отчетом в ЕИС можно ознакомиться в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» - «Руководства пользователя и видеоролики» - «Отчетность» - «Руководства пользователя».
|
|
Минпромторгом России актуализирован перечень легковых автомобилей с российским идентификационным номером транспортного средства (VIN), использование которых представляется приоритетным для государственных и муниципальных служащих (изначальный перечень – в письме от 20.10.2023 № КА-112797/20).
Дополнительно в перечень включены:
- бренд СОЛЛЕРС, модель ST6;
- бренд KAIYI, модели E5, X3 Pro, X3, X7;
- бренд BAIC, модели U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;
- бренд АМБЕРАВТО, модель А5;
- бренд SWM, модели G05 Pro и G01;
- бренд CITROEN, модель C5 Aircross.
Кроме того, бренд Haval дополнен моделью М6.
Перечень будет дополнятся по мере выхода на рынок новых моделей транспортных средств отечественного производства в рамках специальных инвестиционных контрактов.
Напомним, ранее Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами субъектов РФ принять меры, направленные на приоритетное использование государственными и муниципальными служащими в служебных целях российских высоколокализованных автомобилей.
Документ: Письмо Минпромторга России от 22.02.2024 № КА-17718/20
|
|
Внимание государственных и муниципальных заказчиков Пермского края!
Приказом Министерства закупок Пермского края от 08 февраля 2024 г. № 32-01-04-19 внесены изменения в Типовое положение о закупке для государственных заказчиков Пермского края (далее – Типовое положение).
Перечень основных изменений в Типовое положение:
- предоставлена возможность заказчику привлекать на основе гражданско-правового договора физическое лицо (специалиста)
для организации закупок;
- установлена обязанность заказчика проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
- предусмотрена возможность изменять цену договора при увеличении или уменьшении количества товара, объема работы
или услуги в пределах десяти процентов цены договора;
- продлена на 2024 год возможность изменения существенных условий договора, если при исполнении договора, возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Таким образом, уведомляем о необходимости государственным автономным и бюджетным учреждениям Пермского края, государственным унитарным предприятиям Пермского края в срок до 15 марта 2024 г. внесения изменений в правовые акты, регламентирующие правила закупки с их последующим размещением через РИС Закупки ПК в ЕИС.
Обращаем внимание, что аналогичные изменения внесены в рекомендуемую форму Типового положения о закупке для заказчиков муниципальных образований Пермского края (далее - форма Типового положения). Кроме того, форма Типового положения о закупке дополнена случаем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях противодействия недружественным действиям иностранных государств и международных организаций.
Рекомендуемая дата для внесения изменений в Типовое положения о закупке для муниципальных образований Пермского края – до 1 марта 2024 г., для изменения положения о закупке муниципальными заказчиками муниципальных образований Пермского края - до 1 апреля 2024 г.
Документ: Приказ Министерства закупок Пермского края от 08.02.2024 г. № 32-01-04-19 «О внесении изменения в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утверждённое приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91»
Вступил в силу: 08 февраля 2024 г.
|
|
Минфином России и Минтрансом России подготовлено письмо от 02.02.2024 № 24–01–07/9128 / АК–Д3–22/2123 с разъяснениями по вопросам осуществления закупок регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.
В письме разъясняются особенности осуществления указанных закупок в части:
- определения начальной максимальной цены контракта;
- финансового обеспечения закупок;
- изменения существенных условий контракта.
|
|
Постановлением администрации города Перми от 02.02.2024 № 62 «О внесении изменений в постановление администрации города Перми от 02.06.2022 № 437 «Об утверждении Порядка изменения существенных условий контрактов, заключенных до 01 января 2024 года для обеспечения нужд муниципального образования город Пермь, по соглашению сторон, если при исполнении таких контрактов возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации» продлена возможность изменения существенных условий контрактов до 01 января 2025 года. |
|
Внесены изменения в приказ ФАС России от 13.10.2015 № 955/15, касающиеся перераспределения полномочий между центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами при осуществлении контроля в сфере закупок и ведении реестра недобросовестных поставщиков.
В частности:
1. территориальные органы ФАС должны передавать для рассмотрения в центральный аппарат ФАС России:
жалобы, обращения (информацию) по закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ, с НМЦК от 700 млн. рублей (ранее от 1 млрд. рублей);
жалобы, обращения (информацию) для проведения внеплановых проверок соответствия действий банков, государственной корпорации «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций требованиям Закона № 44-ФЗ.
2. предоставлено право центральному аппарату ФАС России рассматривать жалобы, обращения (информацию), подлежащие рассмотрению территориальными органами ФАС.
Документ: Приказ ФАС России от 15.12.2023 № 1010/23 (зарегистрирован 29.12.2023 № 76755)
Вступил в силу: 09.01.2024 г.
|