Национальный проект «Образование» на уровне администрации города Перми реализуется Департаментом образования администрации города Перми
Цель национального проекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральный проект «Современная школа»
В российских школах будут внедряться новые методы и программы обучения, тогда как многие привычные форматы окончательно уйдут в прошлое. Появятся новые места в общеобразовательных учреждениях, будут построены новые здания школ.
В пермских школах уже внедряются инновационные программы и методики. В первом полугодии 2019 года 15 школ города вошли в проект Министерства образования и науки Пермского края по внедрению цифровой образовательной платформы «Московская Электронная школа».15 образовательных организаций города участвуют в апробации цифровой платформы «Мобильное электронное образование». При реализации обучения на этих платформах детям будет предоставлено образование в рамках естественно - научного и гуманитарного направлений.
В рамках проектов «Электронная библиотека» и «Электронная учительская» в школах проходит обновление материально-технической базы для реализации цифрового образования и расширение используемых в образовательном пространстве программных продуктов.
Численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами с использованием цифровых технологий на естественнонаучном и гуманитарном направлениях на 1 полугодие 2019 года составляет 3500 чел.
В рамках реализации проекта «Современная школа» департаментом образования также проводятся мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях города Перми за счет реконструкции зданий, строительства новых корпусов и зданий для размещения образовательных учреждений.
В 3 квартале 2019 года (плановый срок) начнутся работы по пристройке нового корпуса школы № 93 (ул. Полины Осипенко, 46) на 400 мест
В 4 квартале 2019 года (плановый срок) - по строительству нового корпуса Гимназии № 3 (ул. ул.Звенигородская,11) на 1050 мест, пристройке нового корпуса школы по ул. Целинная 15
В 1 квартале 2020 года (плановый срок) будет начато строительство здания школы школы по ул. Юнг Прикамья, 3 на 1100 мест, пристройки нового корпуса Гимназии № 17 (ул. Ленина, 33, 35)
Департаментом образования осуществляется также мероприятия по строительству спортивных площадок при школах.
В августе 2019 года начнется строительство спортплощадки для школы № 122
Уже идет строительство новых спортплощадок у школ № 41 и № 82. В октябре 2019 года они откроются для ребят.
В 2020 году новую спортплощадку получит школа № 25, в 2021 году - школа № 131
Количество созданных мест в дошкольных образовательных учреждениях в 1 полугодии 2019 года составляет 300 единиц.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Проект призван создать систему, в которой уже на ранних этапах обучения помимо базового образования ребенок сможет выбрать интересующие его направления будущей профессиональной деятельности.
В целях реализации проекта департаментом образования проводятся мероприятия по увеличению охвата детей с 5 до 18 лет дополнительным образованием. 67,1 % детей охвачены дополнительными образовательными программами в различных общеобразовательных, спортивных, культурных учреждениях. Услуги дополнительного образования предоставляются по следующим направлениям: техническое, естественно-научное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое и художественное. Большое значение приобретают практико-ориентированные краткосрочные курсы и профессиональные пробы для школьников.
Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях по дополнительным образовательным программам обучаются 2511 детей с ОВЗ, что составляет 55% от общего количества детей с ОВЗ (4526 чел.). Третий год реализуются программы дополнительного образования для детей-инвалидов с ментальными нарушениями. 143 таких ребенка в получают услуги дополнительного образования. Большое внимание уделяется охвату данной категории детей разноуровневыми мероприятиями, направленными на формирование навыков здорового образа жизни, социализацию в обществе и проведение культурного досуга. Педагоги учреждений дополнительного образования обучаются новым технологиям, методам работы с особыми детьми.
В первом полугодии 2019 года 36 образовательных учреждений города заключили договора с детским Технопарком «Кванториум. Фотоника» на реализацию услуг дополнительного образования. Это стало возможным в результате реализации проектов департамента образования «Техно-Пермь» и «ТОП-предметы». В рамках данных проектов приоритетным направлением развития содержания образования становится инженерное образование со всем комплексом сопутствующих практикоориентированных курсов.
В целях обеспечения равных возможностей для реализации индивидуальных профессиональных траекторий школьников департаментом образования ведется работа по организации участия школьников 8-11 классов в открытых уроках «Проектория», организованных Министерством просвещения Российской Федерации. Новый цикл открытых уроков, которые проводятся в режиме онлайн, нацелен на знакомство обучающихся 8-11 классов с передовыми индустриями и перспективными профессиями, достижениями отечественной науки и экономики. Открытые уроки были организованы в интерактивном формате с участием ведущих индустриальных экспертов и бизнес-лидеров на портале «Проектория». В 1 полугодии 2019 года общее число участников открытых онлайн-уроков «Проектория» составляет 1552 чел.
В рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов формируется готовность к профессиональному самоопределению подростка. Ежегодно в мае-июне во всех школах города проходят собеседования с выпускниками 9-х классов по определению дальнейшей образовательной траектории с учетом склонностей и интересов учащихся. В 1 полугодии 2019 года на городском уровне были проведены методические семинары и мастер-классы по организации тьюторского сопровождения на ступени среднего общего образования. Семинары были подготовлены школами №22, №109, «Мастерград». Семинары посетили более 100 педагогов и заместителей директоров по учебной работе. Число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) по состоянию на 1 полугодие 2019 г. составляет 11 357 чел.
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»
Проект направлен на вовлечение в образовательный процесс родителей и создание условий для повышения их компетентности в вопросах образования и воспитания.
В целях реализации проекта МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми обслуживает ежегодно 1902 несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), педагогов. Учащиеся и воспитанники зачисляются на сопровождение в Центр по личному обращению, ходатайству образовательной организации в случае выявления среднего или высокого риска детского и семейного неблагополучия, по направлению КДНиЗП, ОДН. Родители получают консультационные услуги по вопросам развития и воспитания несовершеннолетних детей. Педагоги получают методическую и консультационную помощь по вопросам развития учащихся, профилактики детского и семейного неблагополучия.
Для контроля удовлетворенности качеством предоставления услуг на сайте Центра есть функция обратной связи, где получатели услуг могут оценить качество работы специалистов Центра, есть книга отзывов. За I полугодие отсутствуют жалобы, отрицательные отзывы о деятельности специалистов Центра, таким образом, доля потребителей, удовлетворенных качеством предоставления услуг составило 100%.
Для повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, и подростков, профилактики детского и семейного неблагополучия специалисты МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми используют следующие формы работы: родительские студии, семинары, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, программы примирения в семье с использованием восстановительного подхода.
За I полугодие 2019 года мероприятиями по формированию ответственного родительства специалистами МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми охвачено 687 родителей. В центре работает школа родительского образования «Ступени». Работа школы направлена на повышение родительской компетенции по вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, профилактики правонарушений, суицидального поведения, жестокого обращения с детьми и защите их прав, а также обобщения положительного опыта взаимодействия «родитель – ребенок», «семья – детский сад, школа». Встречи с родителями проводились ежемесячно в каждом территориальном подразделении.
В случае конфликтных взаимоотношений между родителем и ребенком, когда семейные связи не полностью разрушены и семья готова изменить ситуацию в лучшую сторону, проводятся программы примирения в семье с использованием восстановительного подхода. Семья может обратиться самостоятельно или по направлению КДНиЗП, специалистов образовательного учреждения, органов опеки и попечительства. За 1 полугодие специалистами-медиаторами Центра проведено 5 программ примирения в семье, 85,6% из которых завершено с положительным результатом.
Федеральный проект «Социальная активность»
В рамках проекта в России развививаются добровольчество, волонтерство и творческая деятельность.
Укрепление устойчивой гражданской позиции у школьников формируется через активное участие в работе детских объединений, отрядов разной направленности.
Более 1500 детей занимаются в отрядах Юных инспекторов движения России более 500 учащихся в отрядах правоохранительной направленности, около 800 учащихся-волонтеров в Школьных службах примирения – около 800 чел, 1200 школьников участвуют в играх Школьной лиги КВН, более 2000 лучших учащихся входят Советы старшеклассников на разных уровнях. С большой гордостью школьники вступают в ряды общественной организации ЮНАРМИЯ. В настоящее время в Юнармейских отрядах более 1600 учащихся. Дети с активной гражданской позицией формируют культурное общение между сверстниками и взрослыми (родители и педагоги). По итогам 1 полугодия 2019 г. численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций, составляет 11 100 чел.